Лукавая Надежда Николаевна, Трубчевская школа-интернат

Внеклассное занятие "Зимующие птицы"

07 декабря [вт]

6dcd1b465379f20e286ebda3c830a502.jpgc9f9fbc699b1bc02e9f37753710692a3.jpg07a2f5fcf957de26e229ae6d7cb13ba1.jpg Цель:обобщить и закрепить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.

Задачи:

-воспитывать любовь и бережное отношение к птицам;

-познакомить детей с особенностями внешнего вида синицы, жизненных проявлениях, повадках птицы и приспособлении её к среде обитания;

-развивать связную речь детей;

-учить детей давать полные ответы на вопросы;

-развивать коррекцию движений рук во время практической работы.

Ход занятия

I.Оргмомент. Сообщение темы и целей занятия.

 

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас открытое внеклассное занятие, тему которого вы сможете назвать, отгадав загадку:

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом.

Если крыльями взмахнем,

Будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать,

Каркать, петь и ворковать.

Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите!

(В.И.Мирясова)

(Зимующие птицы)

«Зимующие птицы».

 

-У нас на занятии присутствуют гости. Для нас это большая честь, но и огромная ответственность.

Прошу вас, ребята, не отвлекаться, быть внимательными, сосредоточенными и активными.

Каждый день-всегда, везде

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Сегодня мы с вами вспомним все, что уже знаем о зимующих птицах. И ближе познакомимся с жизнью зимующей птицы большой синицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.Вступительная часть.

 

Ребята, давайте с вами дружно прочитаем название нашего внеклассного занятия. * читаем хором.

Птиц на земле довольно много- около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, некоторые достигают 2 метров. Есть и совсем маленькие, не больше бабочки или стрекозы и весят они всего несколько граммов.

-Ребята, как вы думаете, где живут птицы? (ответы детей)

-Да, одни птицы живут в лесу, другие- только в степи, а третьи- там и тут. Но есть и такие, которые живут только в пустыне или в горах.

-Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (ответы детей).

1.Чтобы насекомые не съели всю растительность, не уничтожили урожай хлеба, фруктов, овощей.

2.Птицы защищают парки, сады, леса, поля, огороды о вредных насекомых.

3.Птицы разносят по земле семена ягод, трав, цветов.

4.Птицы украшают природу своим чудесным пением.

5.Если бы не было птиц, произошла бы экологическая беда.

-Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей культурные и дикорастущие растения. Например, совы уничтожают большое количество грызунов. Грачи, вороны, галки уничтожают почвенных вредителей. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь.

-А чем питаются птицы? (ответы детей)

-Они питаются рыбой, насекомыми, ягодами, семенами. У каждой птицы есть свой домик-гнездо.

-Почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются? (ответы детей)

-Одни переносят холода, а другие- нет. Перелетным не хватает корма, а зимующие могут найти себе корм и зимой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Закрепление пройденного материала.

 

-Ребята, на предыдущих занятиях мы с вами уже беседовали о зимующихптицах. Зимующие птицы – это птицы, которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами зимой. Давайте вспомним их и назовем. А чтобы нам было легче это сделать, я предлагаю вам немного поиграть. Игра называется «Отгадай зимующих птиц».

 

Слайд 1. Сказочно красив лес в зимний день, особенно, когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветках мы может увидеть необыкновенные «цветы». Это птицы зимнего леса. Вы, наверняка, многих знаете, но чтобы увидеть птиц, вы должны внимательно прислушаться, какие звуки издают птицы и отгадать загадки про них. (По мере отгадывания на экране появляются иллюстрации птиц).

 

 

 

 

Звук

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут ее ... 

(сорока)

Картинка

 

Хочет с детства эта птица

Стать известною певицей.

День и ночь неугомонно

«Кар–кар–кар!» – поёт…

(ворона)

 

Он в своей лесной палате

Носит чёрненький халатик.

Он деревья лечит:

Постучит деревьям легче.

(дятел)

 

 

И в лесу, заметьте дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся дрожа!

Очень уж суровы

Филины и …

(совы)

 

 

 

 

Символ мира – это он

И отличный почтальон.

А ещё и в дождь и в холод

Путь домой отыщет …

(голубь)

 

-Молодцы, ребята, я вижу, вы хорошо помните зимующим птиц. А сейчас давайте с вами поиграем. Мы заранее придумали движения каждой птице, и сейчас я буду называть вам птицу, а вы будете ее изображать. Все движения выполняются по 5 раз.

 

Итак, двигаемся вместе с сорокой (наклоны туловища вперед, руки за спиной).

 

Следующая птица - ворона (махи руками).

 

Дятел (наклоны вправо-влево).

 

Сова (стать на одно колено, голова опущена вниз, вращательные движения руками в плечах, встали, присели, руки вниз с выдохом).

 

Голубь (бег на месте, махи руками).

 

-Но быстро зимний день кончается, птичьи игры прекращаются. Ребята, займите свои места за партами.

 

-Ребята, в какую игру мы сейчас с вами играли? (Отгадай зимующих птиц)

 

-Какие птицы были в нашей игре? (сорока, ворона, дятел, сова, голубь)

 

-Ребята, скажите, а как живется птицам зимой? (ответы детей)

 

-С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему? (ответы детей).

 

В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь.

 

-Как же люди могут помочь птицам зимой? (ответы детей)

 

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

 

-Ребята, и мы с вами тоже повесили кормушку для птиц? 

-Саша, напомни нам, чем мы подкармливаем птиц.

 

-Если мы поможем птичкам выжить зимой, значит летом у нас больше будет помощников. Ведь они оберегают летом наши зеленые участки от опасных вредителей. И будет звучать птичий щебет.

-Поэтому мы благодарны вам наши верные и преданные крылатые друзья - птицы! И недаром мы всегда проявляем заботу о них.

 

1.В городе зимуют птицы -

Галки, голуби, синицы.

Воробьи, вороны тоже

Ждут, когда мы им поможем.

Червячки заснули, мушки…

Пригласим мы птиц к кормушке!

Крошек, семечек насыплем,

Будут птички наши сыты!

 

2.Если начал птиц кормить,

Ты уж не бросай!

И пустой кормушку ты

Им не отставляй!

Так доверчивы они,

Верят нам, как дети.

Помни – ты их приручил,

Ты за них в ответе!

 

IV.Основная часть.

 

-Ребята,но еще одну очень красивую и интересную зимующую птичку вы забыли. Отгадайте, о ком идет речь?

 

По лесам, садам летаю,

Мушек, мошек собираю

И личинок, и жучков

Короедов, червячков,

А зимою на дорожке

Собираю часто крошки.

Я весёленькая птичка

И зовут меня … (синичка)

 

Синица – ловкая птичка, уничтожает вредителей не только летом, но и зимой.

Синица величиной с воробья. Голова, горло, задняя часть брюшка и подхвостье чёрные; щёки белые; спина зеленоватая; нижняя сторона тела жёлтая; хвост и крылья синеватые. Гнездасиницы устраивают в дуплах, откладывают от 6 до 17 яиц. Летом синицы питаются насекомыми, а зимой подбирают любые зернышки. Синицы очень любят сало. Даже зимой синицы уничтожаю вредителей, добывая их из укрытий, которые недоступны более крупным птицам. Одна синица может уничтожить до 120 гусениц в день. Вскармливая птенцов, пара синиц в день прилетает к гнезду до 500 раз, принося своим птенцам тысячи разных насекомых. А в солнечный денек синицы радуют нас своей песней.

 

-А сейчас, я предлагаю вам посмотреть фильм об этой птичке.

 

-Ребята, вам понравился фильм?

 

-О какой птице говорится в этом фильме? (синица)

 

-А кто сможет описать, как она выглядит? (желтенькая грудка, зеленая спинка, синие крылья и хвостик, черная головка с белыми щечками).

 

-Чем любят питаться синицы? (сало, жучки, червячки, паучки)

 

-Где живут синицы? (в лесах, аллеях, садах)

 

-Какие бывают синицы? (гаечки, московки, лазоревки, длиннохвостые и хохлатые, большие синицы)

 

-Где живут большие синицы? (в лесах, в городе; летом большей частью в парках и скверах; гнезда вьют в дуплах старых деревьев; к зиме перебираются поближе к людям)

 

-Молодцы, ребята, вы внимательно посмотрели фильм и узнали о том, как живут синички. Природа наделила эту птицу трудолюбием и красотой. Просматривая фильм, вы обратили внимание, как прекрасны эти птицы.

 

И нам предстоит выполнить небольшую творческую работу «Птицы на кормушке».

 

Но прежде, чем приступить к работе, мы с вами выполним зарядку для глаз.Вы все помните, как мы выполняли зарядку для глаз? Вращаем глазами вверх-вниз-влево-вправо.

Найдите на плакате сову вверху, переводим глазки вниз к другой сове (вверх, вниз – выполняем 5 раз).

 

А теперь найдите на плакате голубя, переводим глазки от голубя слева к голубю справа.

 

Найдите в левом верхнем углу дятла, и проведите глазками вниз вправо к другому дятлу.

 

Найдите внизу слева сороку, переводим глазки к другой сороке вверх вправо.

 

А теперь посмотрите во кругу по часовой стрелке на синичек.

 

И, наконец, посмотрите на воробьев против часовой стрелки.

 

Закончили, молодцы.

 

-Немножко отдохнули, можем приступать к нашей творческой работе.

V.Практическая работа.

 

-На столах у вас силуэты птичек-синичек, вы должны покрыть поверхность туловища желтыми нитками, прежде намазав эту поверхность клеем. Ребята, работа должна быть аккуратной, для этого вы не должны переступать за линии контуры. Посмотрите, как выполняю я.

(показываю последовательность выполнения работы).

И вот первая работа готова.

 

 

VI.Выставка работ. Анализ работ.

 

-Ребята, птица является частью нашего мира, спасает его и украшает.

 

 

 

 

 

VII.Итог занятия.

 

Вот и подошло к концу наше занятие.

1.Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня на занятии?

(о зимующих птицах).

2.Каких зимующих птиц вы знаете?

3.Как человек может помочь птицам выжить зимой?

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо

Не богаты их корма

Горсть зерна нужна

Горсть зерна – и не страшна

Будет им зима

Сколько гибнет их – не счесть

Видеть тяжело

Ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать –

Улететь могли

А остались зимовать

Заодно с людьми!

Приучите птиц в мороз

К своему окну

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

(А.Яшин)

-Удивительные творения природы - птицы.

Они дороги нам, как часть природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие голоса, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.

Об этом говорили еще в глубокой древности. Примером этому служат слова древнего философа Конфуция:

«Боги дали нам птиц, чтоб мы видели каждый день, что такое красота».